+7 (495) 777-29-90
+7 (499) 553-02-88

Популярные услуги:



On-line заявка

* Поля обязательные для заполнения



Электронная подпись для физических лиц – нюансы получения и использования

Системы электронного документооборота сейчас развиваются очень стремительно. Их преимущества очевидны – универсальность, скорость, экономичность (в плане расходных материалов). А решить возможные проблемы с безопасностью как раз и должна электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Такие системы изрядно облегчают деятельность учреждений, предприятий и др. А вот полезность ЭЦП для физического лица далеко не так очевидна. Казалось бы, возможность удобно и быстро удостоверять свои электронные письма, созданные в MS Word документы и др. пригодится каждому владельцу компьютера. Ведь действующее законодательство предусматривает, что любой документ с ЭЦП равнозначен бумажному документу с личной подписью, и использовать электронную подпись (ЭП) нельзя только там, где это прямо запрещено законом. На деле же все несколько сложнее. 

Данную силу имеет только так называемая квалифицированная электронная подпись. Простой подписью, например, считается ЭП, полученная с помощью каких-либо кодов или паролей. А неквалифицированной называют ЭП, полученную посредством криптографических алгоритмов, не сертифицированных на государственном уровне. При использовании этих подписей все нюансы, в том числе и правила проверки подлинности, должны заранее оговариваться в договоре или соглашении. Ну а в случае возникновения спора документы, подписанные такой ЭП, перестают считаться доказательством. В принципе, никто не мешает использовать данные подписи, например, внутри компаний, или при общении банков со своими клиентами. Тогда то, как получить ЭЦП физическому лицу и правила обращения с нею будут зависеть от конкретной организации.

Выдачей квалифицированных ЭП сейчас занимаются многие компании, так что и здесь процедура может несколько отличаться. Однако для этого, скорее всего, понадобятся:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о получении ИНН;
  • заявление или онлайн-заявка (форма может быть разной);
  • разрешение на обработку ваших персональных данных.

В солидных компаниях, таких, как «Гарант-Центр», вся процедура требует минимального личного участия.

Но даже механизмы использования квалифицированной ЭП пока только разрабатываются. На данный момент электронная подпись для физических лиц массово применяется в основном теми, кто активно участвует в электронных торгах по продаже имущества обанкротившихся предприятий. Здесь все механизмы отработаны давно. Также можно подписывать своей ЭП обращения в органы государственной власти, официальные письма. Однако здесь все зависит от конкретной организации – иногда может оказаться, что проще и быстрее использовать бумажные документы.

Как получить ЭЦП для Госуслуг
 
О том, что электронная цифровая подпись будет выдаваться всем желающим поработать с порталом госуслуг, широкой общественности стало известно примерно месяц назад со слов Президента РФ г-на Медведева. Подготовка к процессу, конечно, началась гораздо раньше, но старт услуги состоялся 16го мая 2011 года. Для столицы – пока только в четырех пунктах выдачи ЭЦП, адреса которых, по какой-то странной причине, на портале гоуслуг не указаны (их можно уточнить по телефону 88001007010). Официально предполагается, что «покупка ключа позволит серьезно облегчить процесс получения доступа к госуслугам через интернет». Мы решили проверить этот сервис «на себе».
 
 
 
Тем, кто соберется получать ЭЦП от удостоверяющего центра нет необходимости проходить регистрацию на портале госуслуг – получать кодовую последовательность от оператора сервиса и проходить до регистрации своего личного кабинета. Все данные могут быть проверены на месте и ЭЦП вам выдадут немедленно – теперь все вроде бы возможно без долгой регистрации «через почту».

Отметим, что полученный USB-ключ подходит только для доступа к порталу госуслуг – это не единая подпись для всех госсервисов, возможно она станет такой только со временем.

Все действия состоят из нескольких строго определенных шагов. Сначала необходимо найти тех самых специалистов, которые будут вами заниматься. В случае с офисом удостоверяющего центра на Старом Арбате такие специалисты оказались только в кассовом узле. В принципе – это понятно, у USB-ключи должны хранится в охраняемом помещении. Видимо, в остальных офисах все будет организовано сходным образом.
 
На втором этапе нам необходимо себя идентифицировать – для этого потребуется паспорт гражданина РФ, свидетельство пенсионного страхования (небольшая зеленая карточка) и справка из налоговой с номером ИНН (может быть как обычной бумажкой, так и листом А4 с голограммой – второй вариант предпочтительнее). Тем, что уже является зарегистрированными пользователями портала ИНН не обязателен, во всяком случае принимающий у меня документы сотрудник эту бумажку не взял со словами «это не нужно». Но на всякий случай я бы ее рекомендовал с собой взять.
 
Третий этап – проверка данных. Через отдельный компьютер идет «пробивка» данных пользователя. Если пользователь зарегистрирован – то только сверяются его данные. Если новый – идет ручная «вбивка» его учетных данных в компьютер. Естественно, времени на это уходит больше. Как только данные зафиксированы пользователю предлагается последовательно подписать несколько бумажек.

Самое первое – это «Согласие на обработку персональных данных». Причем, это согласие адресуется Министерству связи и массовых коммуникаций РФ.Цель подобного документа – разрешить идентификацию «для предоставления доступа к функциям Электронного правительства с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Уф – длинно, но, в целом, понятно. Здесь никаких подводных камней нет. Вторым документом, который надо подписать, будет заявление об акцепте «Договора на оказание услуг Удостоверяющего центра». Среди прочего там есть фраза о том, что пользователь «Принимает на себя обязательства следовать положениям настоящего договора, включая условия, изложенные в приложениях к нему, которые мне разъяснены в полном объеме и имеют для меня обязательную силу». Надо ли говорить, что никакого Договора пользователю не показывают? То есть если попросите, то сотрудники центра с вздохом пойдут его искать и, может быть, даже найдут – но ДО подписания бумажки об этом никто не говорит. Увеличение проходимости, однако. И третий документик – это бумажка, которая звучит как «Заявление на изготовление ключей и Сертификата ключа подписи».. Среди прочего, там есть еще одна замечательная фраза о том, что заявитель «Со статьей 12 «Обязательства владельца сертификата ключа подписи» Федерального Закона от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» ознакомлен». Никто мне ничего не показывал на эту тему, естественно. Потом уже прочитал об этом в Сети.

Как только пользователь это все подписывает, его просят заплатить за изготовление ключика. Можно платить картой можно наличными – принимают все, кроме электронных денег. И, одновременно, печатается два документа – «Акт сдачи-приемки услуг» о выпуске ключа электронной цифровой подписи с предоставлением eToken ГОСТ, согласно которому «Стороны претензий друг к другу не имеют» и...
 
«Бланк сертификата открытого ключа».
 
Одновременно записывается ключ, который сразу же пользователю отдается. В принципе, все – процедура получения закончена. Главное потом поменять пароль на токене, который по умолчанию установлен как «1234567890».
 
 
 
Получили ЭЦП? Добро пожаловать на портал. С непривычки сделать это непросто – заходим в раздел «Личный кабинет» и выбираем «Авторизация по ЭЦП».
 
 
Если идем первый раз с нового компьютера, то нам предлагается поставить «Плагин пользователя портала». Все происходит быстро (размер файла около 2 Мб, хотя скорость загрузки зависит от вашего канала связи). Кроме того, после его установки надо перегрузить не весь компьютер, а только браузер.
 
 
Дальше госуслуги преображаются – новый дизайн и интерфейс взаимодействия, новая компоновка личного кабинета.
 
 
Еще бы побольше полезных услуг порталу. В общем, можно пользоваться.

p.s. Судя по всему, через год дойдет до того, чтобы выдавать ЭЦП пользователям вместе с SIM-кратами своих сотовых «дочек» или устанавливать это приложение в SIM-карту операторов «Большой тройки» или Tele2. Работать эта подпись будет для доступа к различным проектам гоуслуг – надеюсь, это поможет взаимодействать и с информатами. Чуть раньше ЭЦП будет записываться на универсальную идентификационную карту – наш «электронный паспорт» в формате пластиковой карточки. Видимо, процедура их получения будет еще более стремительной.

Максим Букин

 

Оставьте заявку. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время. 

Телефон
  
Контактное лицо
e-mail
  Отмеченные красным поля обязательны для заполнения


  Мы всегда рады помочь и ответить на Ваши вопросы. 

 

Хотите купить ЭЦП прямо сейчас?