+7 (495) 777-29-90
+7 (499) 553-02-88

Популярные услуги:



On-line заявка

* Поля обязательные для заполнения



Вопросы и ответы по ГОСЗАКУПКАМ


1 2 3 4
  • Проводится размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме для закупки изделий медицинского назначения. В проекте контракта указано, что поставщик обязан вместе с товаром предоставлять регистрационные удостоверения, технический паспорт, паспорт изделия, инструкцию по применению и т.п. Вместе с тем в конкурсной документации указано, что для участия в аукционе необходимо предоставить копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме. Когда необходимо предоставлять регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения: при подаче заявки на участие в аукционе или потом, в процессе поставки?   (июнь 2012 г.) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Заказчик вправе требовать предоставления копий регистрационных удостоверений изделий медицинского назначения вместе с заявкой на участие в открытом аукционе в электронной форме. Если это предусмотрено условиями контракта, копии регистрационных удостоверений должны предоставляться также вместе с поставляемым товаром.

    Обоснование вывода:
    Согласно п. 5 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об открытом аукционе в электронной форме (далее - Аукцион) должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товару, работам, услугам. Не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством РФ указанные документы передаются вместе с товаром. Соответственно, вторая часть заявки на участие в Аукционе также должна содержать копии указанных документов, если их предоставление предусмотрено документацией об Аукционе (п. 5 ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ). При этом согласно ч. 7 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иных документов и сведений, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 той же статьи документов и сведений, не допускается.
    В соответствии с ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обращение медицинских изделий включает в себя, помимо прочего, их технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию.
    Согласно п. 2.1.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2006 N 735 (далее - Административный регламент), регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения. Регистрация изделий медицинского назначения представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Росздравнадзором с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации*(1) (п. 1.2 Административного регламента).
    Следовательно, обязательность регистрации изделий медицинского назначения относится к требованиям, установленным законодательством к товару, а регистрационные свидетельства - к документам, подтверждающим соответствие этим требованиям.
    Одновременно с передачей вещи продавец согласно ст. 456 ГК РФ обязан передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. По смыслу норм Административного регламента (смотрите, например, п.п. 1.3, 1.4, 1.7) регистрации подлежат виды (модели) изделий медицинского назначения, а не конкретные их экземпляры, партии. А в силу п. 1.8 Административного регламента сведения о номере и дате регистрации изделия медицинского назначения должны быть доступны для потребителя - нанесены на упаковку, этикетку, инструкцию по применению, руководство по эксплуатации, а также содержаться на рекламной продукции, предназначенной для конечного потребителя. То есть передача регистрационного свидетельства или его копии вместе с продаваемым медицинским изделием покупателю не предусмотрена, продавец обязан лишь довести до сведения покупателя сведения о номере и дате регистрации изделия медицинского назначения.
    Таким образом, при размещении заказа на поставку изделий медицинского назначения заказчик вправе в соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ установить требование о представлении в составе заявки копии регистрационного свидетельства. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 N 05АП-7089/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 N 19АП-2730/08, ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2012 N Ф07-2816/12 по делу N А56-45352/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2010 по делу N А63-1433/2010, ФАС Дальневосточного округа от 27.04.2011 N Ф03-1200/11).
    Вместе с тем обращаем внимание, что ст. 456 ГК РФ говорит о том, что требование о передаче вместе с товаром документов может устанавливаться в том числе и договором. Как указано в запросе, в проекте контракта содержится требование о предоставлении регистрационных удостоверений изделий медицинского назначения вместе с товаром - значит, хотя в связи с вышеизложенным это и лишено смысла, поставщик обязан предоставлять копии регистрационных удостоверений также и вместе с изделиями медицинского назначения.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Чашина Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    29 июня 2012 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Часть 3.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1995 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривает отказ от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок. Часть 3 указанной статьи содержит исчерпывающий список фактов, при установлении которых заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем торгов, запроса котировок цен. В их числе - предоставление заведомо ложных сведений в составе заявки на участие в открытом конкурсе, заявки на участие в открытом аукционе. Статья 9 не предусматривает возможность заказчика отказаться от заключения контракта в случае выявления факта предоставления заведомо ложных сведений в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Часть 4 ст. 12 указанного закона обязывает заказчика в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа, отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения. Часть 4 ст. 12 предусматривает отстранение участника и в случае проведения открытого аукциона в электронной форме. В случае выявления заказчиком предоставления недостоверных сведений в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме после подведения итогов аукциона на каком основании заказчик может отказаться от заключения контракта?   (июнь 2012 г.) подробнее...

    К сожалению, однозначно ответить на Ваш вопрос не представляется возможным. Поясним, почему.
    Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) после определения победителя аукциона, конкурса или запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем соответствующей процедуры в случае установления фактов, указанных в данной части. В их числе и предусмотренное п. 3 этой части предоставление указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных ч. 3 ст. 25 или ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, к которым относятся и сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, предоставленные в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе соответственно (п. 2 ч. 3 ст. 25, п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ).
    При этом в соответствии с ч. 3.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ в случае отказа от заключения контракта с победителем торгов, заказчиком не позднее одного рабочего дня, следующего после дня установления фактов, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, составляется протокол об отказе от заключения контракта, который подписывается заказчиком в день его составления, размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (ст. 16 Закона N 94-ФЗ) в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола передает один его экземпляр лицу, с которым заказчик отказывается заключить контракт.
    Как видим, в п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ указаны именно ч. 3 ст. 25 и ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, но не указаны соответствующие нормы главы 3.1 Закона N 94-ФЗ, регулирующей проведение открытого аукциона в электронной форме. В свою очередь, эти нормы - ч.ч. 4, 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ - не содержат ссылки на ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ. В связи с этим п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме формально не применим.
    По мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 21.12.2010 N 25039-ЛА/Д22, в случае выявления факта предоставления участником размещения заказа, признанным победителем открытого аукциона в электронной форме, в составе заявки на участие в аукционе недостоверных сведений о характеристиках товара, используемого при выполнении работ, на стадии подписания контракта (до момента его заключения) возможно применение ч. 4 ст. 12 Закона N 94-ФЗ. Согласно этой норме в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа, в частности, в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения. В связи с этим следует обратить внимание, что непосредственно проведение аукциона в электронной форме является лишь одним из этапов размещения заказа, которое завершаются заключением контракта (ч. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ), то есть данная точка зрения не противоречит закону.
    Вместе с тем механизм реализации отстранения участника конкурса или аукциона от участия в соответствующей процедуре на основании ч. 4 ст. 12 Закона N 94-ФЗ вообще и на стадии подписания контракта в частности данным Законом не установлен.
    В связи с этим интересно, что некоторые решения антимонопольных органов, подтверждающие правомерность незаключения контракта с победителем открытого аукциона в электронной форме, предоставившего в составе аукционной заявки ложные либо недостоверные сведения, на основании ч. 4 ст. 12 Закона N 94-ФЗ, одновременно подтверждали правомерность принятия заказчиком решения об отказе от заключения контракта с составлением соответствующего протокола, предусмотренного ч. 3.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ (смотрите, например, решения от 08.11.2011 N К-2429/11, тему N 2 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении открытых аукционов в электронной форме в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2011)). А в решении ФАС России от 24.02.2011 N К-360/11 признавался правомерным отказ от заключения именно на основании п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ. Есть и примеры и из судебной практики, в которых также признавалась правомерность именно отказа от заключения контракта в таких ситуациях, в том числе со ссылкой на п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 N 09АП-7100/12, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 N 16АП-200/12).
    За официальными разъяснениями по данному вопросу можно обратиться в органы, уполномоченные осуществлять контрольные функции в сфере размещения государственного заказа - Минэкономразвития РФ или Федеральную антимонопольную службу.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ерин Павел

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    29 июня 2012 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Государственное бюджетное учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку нескольких видов лекарственных средств по результатам электронного аукциона. Поставщик, с которым заключен контракт, через некоторое время после заключения контракта предложил увеличить цену контракта, ссылаясь на то, что при заключении контракта им была указана неправильная цена единицы одного из видов лекарственных средств. Может ли в данной ситуации быть увеличена цена контракта?   (май 2012 г.) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Увеличение цены контракта по соглашению сторон противоречит законодательству.

    Обоснование вывода:
    Согласно ч. 9 ст. 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) победителем открытого аукциона в электронной форме (далее - аукцион) признается участник аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям документации об аукционе. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона (ч. 10 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ).
    Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения в сторону увеличения, за исключением случаев, прямо поименованных в Законе N 94-ФЗ (ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). К таким случаям относится и проведение торгов на определение стоимости единицы товаров или услуг, предусмотренное ч. 4.2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, однако по смыслу этой нормы такие торги могут проводиться только в предусмотренных ею случаях, к которым рассматриваемая ситуация не относится.
    Отсюда можно сделать вывод, что по общему правилу в ходе торгов, в том числе аукциона, цена определяется за весь объем поставляемых товаров по контракту в целом. На это применительно именно к контрактам на поставку лекарственных средств указывалось и в ответе на вопрос 7 в совместном письме Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной антимонопольной службы РФ от 31.10.2007 NN 16811-АП/Д04, 8035-ВС и /ИА/20555.
    Соответственно, в том случае, если аукцион проводится на поставку нескольких видов товаров, цена, определенная по итогам аукциона, устанавливается на все количество всех видов (наименований) товаров.
    В связи с вышеизложенным представляется очевидным, что участник аукциона, подавая в ходе аукциона предложение о цене контракта, должен быть готов заключить контракт по такой цене. При этом при заключении контракта поставщик должен самостоятельно определить стоимость отдельных наименований товара, предусмотренных контрактом, но таким образом, чтобы общая цена контракта совпадала с ценой, предложенной им в ходе аукциона.
    Таким образом, цена контракта, определенная по итогам аукциона, не может являться "неправильной", поскольку определяется предложением победителя аукциона, является твердой и увеличению не подлежит. Цена единицы поставляемого товара определяется исходя из цены всего контракта, а не наоборот.
    Соответственно, несовпадение каких-либо экономических показателей, употребляемых во внутренней документации поставщика, с ценами единиц любого отдельного вида лекарственных средств в контракте не является основанием для увеличения цены контракта по соглашению сторон этого контракта, поскольку противоречит ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ.

    К сведению:
    Увеличение цены контракта без оснований, предусмотренных законодательством, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 2 и 3 ст. 7.32 КоАП РФ.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Штукатурова Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    31 мая 2012 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Обязан ли заказчик формулировать предмет государственного контракта в точном соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг?   (май 2012 г.) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Заказчик не обязан формулировать предмет контракта в точном соответствии с ОКДП.

    Обоснование вывода:
    Понятие "предмет контракта" Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) не определено, однако Минэкономразвития России в письме от 25.04.2008 N Д05-1503 со ссылкой на постановление Правительства РФ от 27.12.2006 N 807 "Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры" (далее - Постановление N 807) указало, что в разделе III Приложения N 1 "К положению о ведению реестров государственных и муниципальных контрактов" установлено, что в предмет контакта должны быть включены следующие сведения: наименование товара, работ, услуг; код продукции по ОКП; единица измерения по ОКЕО (условное обозначение); цена за единицу в рублях; количество; сумма в рублях.
    Постановление N 807 в настоящий момент не действует. Вместе с тем, применяя по аналогии положения постановления Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191 "Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр", принятого взамен, можно предположить, что в предмет контакта должны быть включены следующие сведения: полное наименование товаров, работ, услуг, закупаемых в соответствии с контрактом, код (с обязательным заполнением разделов, подразделов, групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг) поименованных в графе 2 товаров в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее - ОКДП), национальное кодовое буквенное обозначение единицы измерения закупаемых товаров в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения, цена за единицу в рублях; количество; сумма в рублях (пп. "е" п. 3 указанного Положения, Раздел III "Предмет контракта" формы "Сведения о государственном или муниципальном контракте либо гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (его изменении), заключенном по итогам размещения заказа" и Указания по заполнению данной формы (Приложение N 1 к данному Положению)).
    ОКДП предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации и применяется в целях обеспечения информационной поддержки ведомств, организаций и предприятий всех форм собственности, функционирующих на внутреннем рынке, например при решении вопросов, связанных с реализацией комплекса учетных функций в рамках работ по государственной статистике (Введение к ОКДП).
    То есть, по сути, конкретный код ОКДП, соответствующий закупаемому товару (работе, услуге) и включенный среди прочих в число сведений о предмете контракта, предназначен именно для информирования о том, к какой группе и подгруппе видов экономической деятельности, классу и подклассу продукции и услуг, а также виду продукции и услуг относятся приобретаемые товары (работы, услуги).
    Ни Законом N 94-ФЗ, ни иными нормативными актами, принятыми во исполнение данного Закона, не предусмотрена обязанность определения предмета контракта в точном соответствии с формулировками ОКДП. Более того, на наш взгляд, установление подобного требования неправомерно. Дело в том, что, заключая контракт в соответствии с ГК РФ (ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ), заказчик, в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), вправе сформулировать предмет контракта любым образом. При этом в судебной практике также неоднократно высказывалась позиция, что при определении требований к предмету контракта приоритет имеют именно потребности заказчика (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 17.06.2010 N Ф10-2392/10, ФАС Поволжского округа от 02.12.2010 N А57-24592/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2010 N А03-2442/2010).
    Таким образом, на наш взгляд, заказчик не обязан формулировать предмет контракта в точном соответствии с ОКДП. Однако это не исключает обязанности применения данного классификатора заказчиком в случаях предусмотренных законодательством о госзакупках, например, при определении одноименности товаров либо при направлении сведений для включения в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Верхова Надежда

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Барсегян Артем

    25 мая 2012 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Заказчик (субъект естественной монополии) утвердил положение о закупках в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Договор поставки, заключенный бессрочно в 2003 году, не содержит конкретных сведений о наименовании и количестве товара, поставляемого на очередной период, определена только годовая стоимость поставок за календарный год - более 1 млн. руб. Стороны каждый раз заново определяют объемы и ассортимент поставляемого товара. На 2012 год планируется такая же сумма поставок. Есть ли необходимость в 2012 году расторгать указанный договор от 2003 года и проводить конкурсную процедуру для закупки товара на 2012 год? Необходимо ли размещать сведения о таких закупках на официальном сайте, если сумма превышает лимит, установленный в части 15 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ?  (апрель 2012 г.) подробнее...

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Приобретение каждой партии товара, дополнительно согласовываемой с поставщиком в рамках ранее заключенного "рамочного" договора, следует считать новой закупкой. Возможность такой закупки у единственного поставщика, с которым заключен "рамочный договор", должна быть предусмотрена положением о закупке.

    Обоснование позиции:
    Прежде отметим, что согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
    Соответственно, для того, чтобы ответить на вопрос о необходимости применения в данном случае положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), необходимо определить, является ли продление ранее заключенного договора новой закупкой, осуществляемой после вступления в силу этого Закона.
    К сожалению, понятие "закупка" Законом N 223-ФЗ четко не определено. Каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу на настоящий момент также нет. Из текста Закона N 223-ФЗ, например, из указания п. 3 ч. 9 ст. 4 этого Закона, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, указания ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что одновременно публикуется проект договора, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. Надо также принять во внимание, что среди способов закупки указаны прежде всего торги - конкурс и аукцион (ч.ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), то есть процедуры, по результатам которых определяется лицо, с которым заключается договор (контрагент).
    Таким образом, можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора.
    Соответственно, в том случае если очередная партия товара поставляется в рамках заключенного договора поставки, то такая поставка не может признаться самостоятельной закупкой, сведения о которой необходимо размещать согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, поскольку является этапом выполнения уже существующего договора.
    Однако необходимо учитывать, что по правилам п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными условиями договора поставки являются условие о наименовании и количестве товара (ст.ст. 455, 465, 506 ГК РФ)*(1). То есть договор поставки не может считаться заключенным до тех пор, пока стороны не определят, какой именно товар и в каком количестве должен быть передан покупателю. Следовательно, соглашение о том, что одна сторона обязуется поставить другой стороне необходимый ей товар в объемах, в сроки и по ценам, которые будет определены в последующем (в спецификациях, заявках, счетах, товарных накладных и пр.), но само не определяет конкретный товар и его количество, то оно не является договором купли-продажи (поставки) и не влечет обязательств по поставке товара. В зависимости от конкретных обстоятельств такое соглашение может рассматриваться как предварительный договор либо договор, определяющий общие условия заключаемых в дальнейшем отдельных договоров на поставку определенного товара (так называемый договор "о намерениях", или "рамочный договор"). В таком случае каждое новое соглашение о поставке конкретной партии товара, оформляемой в спецификации, заявке, счете и т.п., следует оценивать как новую самостоятельную закупку (договор).
    Впрочем, это не означает, что такая закупка не может быть совершена путем заключения договора с единственным контрагентом.
    Напомним, что Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке видами и категориями юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 этого Закона (далее - заказчики). Закон N 223-ФЗ не определяет непосредственно порядок закупки, а только требует от заказчиков разработать и утвердить положение о закупках. Именно этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317). Закон лишь называет некоторые из возможных способов закупки - конкурсы и аукционы, но в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке заказчик может сам предусмотреть и иные способы закупки. Также указано, что Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Возможность закрепить в положении тот или иной способ закупки не ставится законом в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе и от суммы закупки. Равным образом такая возможность не увязывается с обязанностью размещения информации о закупке на сайте. Соответственно, заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на суммы свыше той, что указана в ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
    Таким образом, заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке любые способы закупки, условия их применения и порядок их проведения. Соответственно, он может закрепить в положении о закупке и указания, что закупки в рамках ранее заключенных "рамочных договоров" осуществляются у единственного поставщика - лица, с которым заключен рамочный договор.
    В заключение отметим, что обязанность размещения информации на сайте, установленная ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, является отдельной от обязанности проведения процедур, предусмотренных положением о закупке. Размещаться должна информация о любой закупке, помимо указанных в ч.ч. 15, 16 той же статьи, вне зависимости от способа ее осуществления.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Арзамасцев Александр

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    28 апреля 2012 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Подпадают ли под действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ автономные муниципальные учреждения? С какого момента к муниципальным автономным учреждениям будет применяться Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ?       (март 2012 г.) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Автономные учреждения, в том числе муниципальные, не подпадают под действие Закона N 94-ФЗ.
    К муниципальным автономным учреждениям Закон N 223-ФЗ будет применяться с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

    Обоснование вывода:
    С 1 января 2011 года согласно Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в России действуют три вида государственных или муниципальных учреждений: казенные, бюджетные, автономные (пп. "а" п. 3 ст. 5 указанного закона).
    Бюджетные и казенные учреждения при размещении заказов в целях удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах обязаны руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
    На автономные учреждения данный закон не распространяется по следующим основаниям.
    Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В числе иных заказчиков названы бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
    Автономные учреждения в данной норме не поименованы.
    Перечень получателей бюджетных средств приведен в ст. 6 БК РФ, которая практически полностью воспроизводит круг лиц, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ. При этом из учреждений к получателям бюджетных средств отнесены только казенные учреждения. В отношении автономных учреждений какие-либо нормы об отнесении их к получателям средств бюджетов отсутствуют. Следовательно, автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств.
    Таким образом, с момента изменения типа муниципального бюджетного учреждения на автономное данное учреждение не будет являться получателем бюджетных средств, а также являться заказчиком для целей Закона N 94-ФЗ, т.е. не будет обязано соблюдать процедуры, установленные Законом N 94-ФЗ. Это неоднократно разъяснялось в письмах Минэкономразвития России (смотрите, например, письма от 18.01.2008 N Д04-90, от 02.02.2009 N Д05-490, от 10.02.2009 N Д22-1527, от 27.07.2011 N Д28-173).
    С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Этот закон применяется в том числе и к автономным учреждениям (пп. 1 п. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). При осуществлении закупки заказчик должен руководствоваться Положением о закупках, утвержденным наблюдательным советом учреждения и размещенным на официальном сайте положения о закупках (ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 2 и ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Согласно ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, если заказчиком в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного закона не размещено положение о закупках, при закупке он должен будет руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ до дня размещения на официальном сайте положения о закупках.
    Однако Закон N 223-ФЗ к муниципальным автономным учреждениям будет применяться с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования (ч. 8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Котыло Игорь

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    кандидат юридических наук Кузьмина Анна

    30 марта 2012 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Имеет ли право муниципальное автономное учреждение культуры заключать без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, договоры на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ (в том числе ремонтно-строительных) на сумму, превышающую 400 000 руб.?   (февраль 2012 г.) подробнее...

     Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Автономные учреждения не подпадают под действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и вправе заключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг без соблюдения соответствующих процедур независимо от цены договора.

    Обоснование вывода:

    С 1 января 2011 года согласно Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в России действуют три вида государственных или муниципальных учреждений: казенные, бюджетные, автономные (пп. "а" п. 3 ст. 5 указанного закона).

    Бюджетные и казенные учреждения при размещении заказов в целях удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах обязаны руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

    На автономные учреждения данный закон не распространяется по следующим основаниям.

    Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В числе иных заказчиков названы бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

    Автономные учреждения в данной норме не поименованы.

    Перечень получателей бюджетных средств приведен в ст. 6 БК РФ, которая практически полностью воспроизводит круг лиц, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ. При этом из учреждений к получателям бюджетных средств отнесены только казенные учреждения. В отношении автономных учреждений какие-либо нормы об отнесении их к получателям средств бюджетов отсутствуют. Таким образом, автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств.

    Таким образом, поскольку автономные учреждения не относятся к числу государственных или муниципальных заказчиков, не являются получателями бюджетных средств, они не обязаны соблюдать процедуры, установленные Законом N 94-ФЗ. Это неоднократно разъяснялось в письмах Минэкономразвития России (смотрите, например, письма от 18.01.2008 N Д04-90, от 02.02.2009 N Д05-490, от 10.02.2009 N Д22-1527, от 27.07.2011 N Д28-173).

    Отметим также, что с 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Этот закон применяется, в том числе, и к автономным учреждениям (пп. 1 п. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). При осуществлении закупки автономное учреждение должно будет руководствоваться Положением о закупках, утвержденным наблюдательным советом учреждения и размещенным на официальном сайте положения о закупках (ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 2 и ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если заказчиком в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного закона не будет размещено положение о закупках, при закупке он должен будет руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ до дня размещения на официальном сайте положения о закупках (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

    Однако Закон N 223-ФЗ к муниципальным автономным учреждениям будет применяться с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования (ч. 8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

     

    Ответ подготовил:

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Амирова Лариса

     

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    кандидат юридических наук Кузьмина Анна

     

    28 февраля 2012 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Порядок размещения заказа на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа должны быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (п. 7 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ). Принят ли на сегодняшний день нормативный акт, регулирующий эти вопросы? Как действовать заказчику при отсутствии такого нормативного акта? (январь 2012 г.) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    До настоящего времени порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа не утверждены. Полагаем, что до их утверждения возможно использование формы плана-графика, приведенной в письме Минэкономразвития России от 29.12.2009 N 23167-АП/Д22. Для его размещения на официальном сайте необходимо воспользоваться интерфейсом личного кабинета официального сайта.

    Обоснование вывода:
    В силу ч. 5.1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчики, уполномоченные органы размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме, которые устанавливаются нормативным правовым актом, указанным в части 7 этой статьи.
    Согласно ч. 7 ст. 16 Закона N 94-ФЗ порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа должны быть установлены правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. Таким органом является Министерство экономического развития Российской Федерации (п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437).
    Однако до настоящего времени такие правовые акты не приняты.
    Полагаем, что отсутствие утвержденных порядка размещения на официальном сайте и формы планов-графиков не означает, что заказчики вправе не исполнять обязанность по их размещению на официальном сайте.
    В отсутствие утвержденной федеральным органом исполнительной власти формы плана-графика размещения заказа заказчики при составлении планов-графиков, по нашему мнению, могут использовать форму, приведенную в письме Минэкономразвития России от 29.12.2009 N 23167-АП/Д22 "О форме планов-графиков проведения торгов на закупки товаров (работ, услуг) для государственных федеральных нужд".
    Рассматривая вопрос о порядке размещения планов-графиков на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов, можем привести лишь указанный на этом сайте порядок действий. Так, для создания плана-графика необходимо нажать гиперссылку "Добавить план-график" в списке планов-графиков личного кабинета организации. Для создания плана-графика размещения заказа необходимо наличие соответствующих прав у пользователя (смотрите ответ на вопрос "Каким образом разместить план-график на официальном сайте", размещенный в разделе "Вопросы и ответы" по ссылке: http://zakupki.gov.ru).
    Очевидно, для размещения плана-графика необходимо также пройти процедуры регистрации на официальном сайте: http://zakupki.gov.ru, предусмотренные Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 647/22н.
    В заключение отметим, что за неопубликование или неразмещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Виновные должностные лица за указанное деяние могут быть оштрафованы на сумму пятьдесят тысяч рублей, а юридические лица - на сумму пятьсот тысяч рублей.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Соловьев Олег

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Александров Алексей

    19 января 2012 г.
     

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Требуется ли для участия в открытом аукционе в электронной форме представление копии выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей участником размещения заказа, получившим аккредитацию на электронной площадке? (декабрь 2011 г.) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Дополнительного предоставления копии выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей участником размещения заказа, получившим аккредитацию на электронной площадке, для участия в открытом аукционе в электронной форме не требует.

    Обоснование вывода:
    В соответствии с ч. 1, пп. 2 ч. 2 ст. 41.3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) обязательное предоставление индивидуальным предпринимателем, намеренным участвовать в открытых аукционах в электронной форме, копии выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) требуется для получения аккредитации его на электронной площадке. При этом копия выписки из ЕГРИП должна быть получена не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением участника размещения заказа о его аккредитации на электронной площадке.
    Аккредитация участника размещения заказа на электронной площадке осуществляется сроком на три года с момента направления оператором электронной площадки этому участнику размещения заказа уведомления о принятии решения об аккредитации (ч. 9 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ). Предоставленные при аккредитации данные хранятся у оператора электронной площадки в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке (ст. 41.4 Закона N 94-ФЗ). Направить оператору электронной площадки новые документы и сведения участник размещения заказа обязан лишь в случае, если сведения или документы, предоставленные оператору при аккредитации, изменились или прекратили действовать (ч. 10 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ). В любом случае ответственность за достоверность информации, содержащейся в документах, представляемых оператору электронной площадки, за действия, совершенные на основании указанных документов и за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в такие документы, несет участник размещения заказа, их представивший (ч. 11 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).
    Соответственно, в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, может храниться копия выписки из ЕГРИП, полученная ранее шести месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме.
    Согласно ч. 7 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ заказчик вправе требовать от участника размещения заказа, получившего аккредитацию на электронной площадке, исключительно документы и сведения, предусмотренные ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного Закона. Истребование иных документов неправомерно. Указанными частями необходимость предоставления участником размещения заказа копии выписки из ЕГРИП ни в составе первой, ни в составе второй частей заявки не предусмотрена. Равным образом ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ не предусмотрено такого основания отказа в допуске участника размещения заказа к участию в открытых аукционах в электронной форме, как непредоставление участником выписки из ЕГРИП, а отказ по основаниям, не предусмотренным этой нормой, недопустим (ч. 2.1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ).
    Таким образом, требование от участника размещения заказа предоставить выписку из ЕГРИП или ее копию для участия в открытом аукционе в электронной форме неправомерно.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Верхова Надежда

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    20 декабря 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Учитывается ли в объеме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства путем проведения торгов или запроса котировок тот объем заказов, который размещен у единственного поставщика - субъекта малого предпринимательства? (декабрь 2011 г.) подробнее...

    Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны (кроме случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства) осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты.
    Как видим, установленная данной нормой доля размещения заказов у субъектов малого предпринимательства должна быть размещена только путем проведения торгов или запроса котировок среди субъектов малого предпринимательства. Поэтому заказы, размещаемые у единственного поставщика, в объеме такого размещения не учитываются.
    Эта позиция содержится и в разъяснениях ФАС России (п. 4 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2011); п. 1 письма ФАС РФ от 29 октября 2010 г. N АЦ/37480; от 9 сентября 2010 г. N АЦ/30282, от 17 марта 2010 г. N АЦ/7178).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Габбасов Руслан

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    12 декабря 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

1 2 3 4