+7 (495) 777-29-90
+7 (499) 553-02-88
Интернет-версия Системы ГАРАНТ

Новинки:


Популярные услуги:



On-line заявка

* Поля обязательные для заполнения


апрель 2010 г.

Победитель открытого аукциона на размещение государственного заказа не пришел за вторым экземпляром протокола аукциона. Обязан ли заказчик доставить или выслать этот экземпляр победителю? Если заказчик этого не сделал, является ли это нарушением?  (апрель 2010 г. )
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимаются осуществляемые в предусмотренном порядке действия заказчиков по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
 
В силу ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
 
При этом ч. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что заказ признается размещенным со дня заключения государственного контракта, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.
В соответствии с пп. 6 ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать сведения о сроке, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного контракта.
 
В силу ч. 7 ст. 37 Закона N 94-ФЗ при проведении аукциона заказчик в обязательном порядке ведет протокол аукциона, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени проведения аукциона, об участниках аукциона, о начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта, наименовании и месте нахождения (для юридического лица), фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства (для физического лица) победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта.
 
Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, а второй экземпляр протокола и проект контракта заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола должен передать победителю аукциона.
 
Таким образом, из содержания ч. 7 ст. 37 Закона N 94-ФЗ следует, что именно на заказчика возложена обязанность по передаче в предусмотренные сроки победителю аукциона протокола аукциона и проекта контракта. Причем ФАС Северо-Кавказского округа отметил, что только после получения от заказчика контракта, победитель аукциона должен его подписать и предоставить заказчику в установленные сроки (постановление от 09.12.2009 N А63-10793/2008-С6-25).
 
Нарушение должностным лицом государственного заказчика сроков заключения контракта, а также уклонение должностного лица государственного заказчика от заключения контракта влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 1.2 ст. 7.32 КоАП РФ).
 
Отметим, что ч. 7 ст. 37 Закона N 94-ФЗ не устанавливает способа передачи протокола аукциона и проекта контракта победителю контракта, поэтому заказчик вправе как передать их заказчику непосредственно, так и отправить их по почте (смотрите, например, постановления: ФАС Центрального округа от 10.02.2010 по делу N А14-4103/2009/83/30, ФАС Поволжского округа от 07.04.2009 N А55-12060/2008). Отсутствие победителя аукциона по адресу указанного им в качестве места нахождения в учредительных документах и заявке на участие в аукционе следует трактовать как предоставление недостоверных сведений (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.08.2009 N А63-23576/2008).
 
Следует учитывать, что в случае, если победитель аукциона в силу различных причин несвоевременно подписал контракт и не направил его заказчику в сроки, указанные в аукционной документации, то он может быть признан уклонившимся от его заключения (смотрите, например, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 N 16АП-821/09, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 N 13АП-12765/2008).
 
Например, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отметил, что непредставление обществом заказчику в определенный аукционной документацией срок подписанного и соответствующего требованиям проведенного аукциона проекта контракта следует расценивать как уклонение от заключения контракта и направлять сведения об обществе в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков (постановление от 26.10.2009 N 13АП-11298/2009).
 
Таким образом, если заказчик сможет документально подтвердить, что он предпринял все меры для передачи протокола аукциона и проекта контракта победителю, то именно победитель, не подписавший своевременно контракт, будет признан нарушившим законодательство (уклонившимся от подписания контракта).
 
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
 
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
 
20 апреля 2010 г.
 
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90