+7 (495) 777-29-90
+7 (499) 553-02-88
Интернет-версия Системы ГАРАНТ

Новинки:


Популярные услуги:



On-line заявка

* Поля обязательные для заполнения


январь 2010 г.

При проведении запроса котировок в рамках размещения заказа для государственных (муниципальных) нужд в извещении указан следующий порядок подачи котировочных заявок: нарочным, по почте или в форме электронного документа. Правомерно ли отклонение котировочной заявки в случае, если заявка участника размещения заказа поступила: факсом; по электронной почте, но не заверена электронной цифровой подписью?  (январь 2010 г. )
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Котировочные заявки, поступившие от участников размещения заказа путем факсимильной связи либо по электронной почте, не заверенные электронной цифровой подписью, подлежат отклонению.
 
Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. При подаче котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.
 
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 N 15АП-4666/2008 отмечается, что Законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 не предусмотрена подача котировочных заявок посредством факсимильной связи. В этой связи на сайтах ФАС РФ (http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_19359.html) и УФАС Самарской области (http://samara.fas.gov.ru/news.php?id=142) размещены разъяснения о недопустимости подачи котировочной заявки по факсу.
 
В силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Подача участником размещения заказа котировочной заявки является, по сути, односторонней сделкой. Согласно п. 2 ст. 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Статьей 158 ГК РФ предусмотрены 2 формы сделок: устная и письменная (простая или нотариальная). Статьей 160 ГК РФ установлено, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. В свою очередь, в п. 2 ст. 160 ГК РФ указано, что использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
 
Как уже отмечалось, ч. 2 ст. 46 Закона N 94-ФЗ предусматривает, что котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа. В силу того, что котировочная заявка является односторонней сделкой, соглашение сторон о воспроизведении подписи в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 160 ГК РФ, отсутствует, следовательно, Законом N 94-ФЗ не предусмотрена возможность подачи котировочных заявок посредством использования факсимильной связи.
 
Кроме того, ст. 43 Закона N 94-ФЗ установлены требования, предъявляемые к запросу котировок. Среди указанных сведений нет требования об указании номера факса, по которому участники размещения заказа могут подавать котировочные заявки.
 
Также в разъяснениях отмечено, что котировочная заявка подписывается участником размещения заказа. При подаче котировочной заявки посредством факса она не является подписанной и, по своей сути, является копией документа, что не позволяет подтвердить ее достоверность и подлинность.
 
Аналогичная позиция изложена арбитражными судами и при рассмотрении иных дел (смотрите, например, постановления: Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 N 13АП-8609/2008, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 N 14АП-5348/2009).
 
В отношении возможности подачи участником размещения заказа котировочной заявки в форме электронного документа отметим следующее.
 
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
 
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2008 N А56-11695/2008 указал, что электронный документ обладает признаками документа, подписанного собственноручной подписью, в случае его подписания электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи. До настоящего момента действующим законодательством предусмотрен только один аналог собственноручной подписи, используемый для подписания электронного документа, - электронная цифровая подпись.
 
Следовательно, заверение электронного документа электронной цифровой подписью или аналогом собственноручной подписи обусловлено необходимостью удостоверить заявленные сведения (волю и волеизъявление конкретного лица) и подтвердить юридическую силу документа. Заявитель, реализуя свое право на основании ч. 2 ст. 46 Закона N 94-ФЗ на подачу котировочной заявки в форме электронного документа, обязан обеспечить выполнение нормативных требований, предъявляемых к такому документу.
 
В свою очередь, ФАС Поволжского округа в постановлении от 02.06.2010 N А12-17613/2009 отметил, что участники размещения заказа должны направлять заявку в форме электронного документа с электронной цифровой подписью участника размещения заказа, с приложением сертификата ключа, подписи уполномоченного лица которого изготовлен удостоверяющим центром и сертификата ключа, подписи уполномоченного лица которого внесен в Единый государственный реестр сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров в соответствии с Законом N 1-ФЗ.
 
В заключение хотим обратить Ваше внимание на п. 1 Методических разъяснений о некоторых вопросах размещения государственного заказа методом запроса котировок (приложение к письму Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 26.04.2007 N 07/4687 "О некоторых вопросах размещения государственного заказа методом запроса котировок"), где указано следующее:
 
"В Санкт-Петербурге выявлены случаи недобросовестной конкуренции, выразившиеся в направлении неустановленными лицами по факсу в адреса заказчиков, проводящих запросы котировок на закупку работ, дублирующих альтернативных котировочных заявок от участников размещения заказа, направивших котировочные заявки в письменном виде либо в виде электронного документа, при этом такие заявки участников размещения заказа отклоняются комиссиями заказчиков как не соответствующие требованиям извещения о запросе котировок о недопустимости подачи более одной котировочной заявки от одного участника размещения заказа.
 
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли также разъяснил, что котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику в письменной форме или в форме электронного документа, при этом копия документа, переданная по факсу, не является легальным электронным либо письменным документом, при этом Закон N 94-ФЗ разделяет понятия документа, переданного посредством использования факсимильной связи, электронного документа и письменного документа (ч. 4 ст. 57 Закона N 94-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, запрещается принимать и рассматривать котировочные заявки, поступившие посредством факсимильной связи, при этом заявки участников размещения заказа принимаются только в письменной форме, в оригинале с подписью и печатью (в случае ее наличия), либо в форме электронного документа, переданного посредством Автоматизированной информационной системы государственного заказа (далее - АИСГЗ) и подписанного электронной цифровой подписью в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
 
Таким образом, котировочные заявки, поступившие от участников размещения заказа путем факсимильной связи либо по электронной почте, но не заверенные электронной цифровой подписью, подлежат отклонению со стороны заказчика.
 
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
 
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузьмина Анна
 
31 января 2011 г.
 
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90