+7 (495) 777-29-90
+7 (499) 553-02-88
Интернет-версия Системы ГАРАНТ

Новинки:


Популярные услуги:



On-line заявка

* Поля обязательные для заполнения


апрель 2010 г.

Котировочные заявки в установленный срок были поданы несколькими участниками размещения государственного (муниципального) заказа. Позднее один из них до окончания срока подачи котировочных заявок отозвал ранее поданную заявку. Допускает ли Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ отзыв поданной котировочной заявки участником размещения заказа? (апрель 2010 г. )
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, участник размещения заказа не вправе отозвать ранее поданную котировочную заявку, за исключением случаев, когда такое право предусмотрено непосредственно в документации, касающейся размещения заказа.
 
Обоснование вывода:
Размещение государственного и муниципального заказов регулируется нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), который устанавливает единый порядок размещения таких заказов.
 
Размещению заказов путем запроса котировок посвящена глава 4 Закона N 94-ФЗ.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 42 Закона N 94-ФЗ).
 
Закон N 94-ФЗ не предусматривает права участника на отзыв котировочной заявки, в отличие от других способов размещения заказа: например, заявка на участие в конкурсе или в аукционе может быть отозвана в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (ч. 9 ст. 25), в любое время до дня и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе (ч. 10 ст. 35). На наш взгляд, это свидетельствует о невозможности отзыва участником поданной котировочной заявки, что обусловлено в первую очередь спецификой этого способа размещения заказа. Действительно, подача котировочной заявки может рассматриваться как оферта в терминах ст. 435 ГК РФ. При этом в силу ст. 436 ГК РФ оферта обладает свойством безотзывности: полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. Таким образом, Закон N 94-ФЗ не регулирует возможность отзыва котировочной заявки (хотя и не содержит прямого запрета), а нормы ГК РФ запрещают такой отзыв.
 
По мнению некоторых специалистов*(1), существует еще одно обстоятельство, указывающее, хотя и косвенно, на невозможность отзыва котировочной заявки: Закон N 94-ФЗ разрешает подачу одним участником размещения заказа только одной котировочной заявки. Подача альтернативных заявок не допускается, прямо запрещено и внесение изменений в поданную котировочную заявку. Отсюда логически вытекает и недопустимость отзыва поданной котировочной заявки, поскольку отзыв ранее поданной котировочной заявки с подачей новой заявки, по сути, равнозначен внесению изменений в поданную котировочную заявку.
 
Вместе с тем нельзя не отметить, что все приведенные аргументы являются только логическими построениями, прямой нормы, указывающей на запрет отзыва котировочной заявки, не существует. Кроме того, практика реализации Закона N 94-ФЗ показывает, что иногда государственные заказчики непосредственно в документации, касающейся размещения заказа, предусматривают право поставщика на отзыв поданной котировочной заявки. Соответственно, если в рассматриваемом случае извещение о проведении запроса котировок содержит указание на возможность отзыва поданной заявки, это обстоятельство может в соответствии с положениями ст. 436 ГК РФ отменять принцип безотзывности оферты: полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.
 
Разъяснений официальных органов по рассматриваемому вопросу, а также соответствующей судебной практики нами не найдено. В сложившейся ситуации считали бы целесообразным рекомендовать Вам обратиться за официальными разъяснениями в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, которым является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 94).
 
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
 
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
 
6 апреля 2010 г.
 
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90
 
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (постатейный). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: "Деловой двор", 2009 г.