+7 (495) 777-29-90
+7 (499) 553-02-88
Интернет-версия Системы ГАРАНТ

Новинки:


Популярные услуги:



On-line заявка

* Поля обязательные для заполнения



Вопросы и ответы по ГОСЗАКУПКАМ


1 2 3 4
  • Обязано ли бюджетное учреждение, которое реорганизовано путем присоединения других учреждений, заключать договоры с победителями совместных торгов (аукцион в электронной форме), организованных присоединенными учреждениями до реорганизации? (декабрь 2011 г.) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    К реорганизованному путем присоединения учреждению в порядке правопреемства переходят обязанности присоединенных учреждений по проведению торгов, извещения о которых были опубликованы.

    Обоснование вывода:
    Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
    Вместе с тем правопреемство при реорганизации является универсальным (п. 1 ст. 129 ГК РФ), поэтому судебная практика исходит из того, что к реорганизованному путем присоединения юридическому лицу переходят все обязательства присоединенных юридических лиц, в том числе и не выявленные и (или) не отраженные в передаточном акте (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.08.2006 N Ф04-5283/2006(25625-А27-36), ФАС Северо-Западного округа от 09.01.2007 N А44-3455/2005-9, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.03.2008 N Ф08-1363/08, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2011 N Ф02-4913/11).
    При определении состава обязательств следует помнить, что согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
    Относительно проведения торгов это указание необходимо рассматривать в контексте принципов их проведения, закрепленных в Гражданском кодексе РФ и других федеральных законах. В соответствии с п. 3 ст. 448 ГК РФ отказаться от проведения торгов без возмещения участникам ущерба возможно только в определенные законом сроки. Это касается и торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), который также предусматривает возможность отказа от проведения торгов только в указанные в нем сроки (ч. 5 ст. 21, ч. 4 ст. 33, ч. 6 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ). С этого момента потенциальные участники торгов, проводимых в соответствии с Законом N 94-ФЗ, получают права подавать заявки на участие и обжаловать отказ от допуска к торгам (ст. 8, ч. 5 ст. 12 Закона N 94-ФЗ), запрашивать разъяснения документации о торгах (ст. 24, ч. 8 ст. 34, ч. 3 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ).
    Таким образом, публикация извещения о проведении торгов порождает обязанность заказчика их провести, рассмотрев все направленные заявки, и предоставляет потенциальным участникам торгов соответствующие права. В связи с этим специалисты считают, что публикация извещения о проведении торгов является односторонней сделкой, которая порождает обязательство, в рамках которого проводятся торги (смотрите, например, Груздев В.В., Возникновение договорного обязательства по российскому гражданскому праву. - "Волтерс Клувер", 2010 г., параграф 3.1.5; С.В. Савина, Правовая природа извещения о проведении конкурса // "Правосудие в Поволжье", N 3, май-июнь 2005 г.; Беляева О.А., Аукционы и конкурсы. Комментарий судебно-арбитражной практики. - "Контракт", "Волтерс Клувер", 2010 г., параграф 1).
    Соответственно, проведение торгов, в том числе в соответствии с Законом N 94-ФЗ, является обязательством, которое также переходит в рамках реорганизации, в том числе путем присоединения.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

    8 декабря 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Правомерно ли размещение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок в день окончания подачи котировочных заявок? (ноябрь 2011 г.) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Рассмотрение котировочных заявок, оформление, подписание и размещение на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок должны производиться в течение одного рабочего дня - рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, дата которого указана в извещении о проведении запроса котировок. Размещение на официальном сайте протокола рассмотрения котировочных заявок в день окончания срока подачи заявок, на наш взгляд, неправомерно.

    Обоснование вывода:
    Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
    Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором фиксируются сведения, указанные в ч. 4 ст. 47 Закона N 94-ФЗ. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте. При этом один экземпляр протокола остается у заказчика, уполномоченного органа, а другой в течение двух рабочих дней со дня его подписания вместе с проектом контракта передается победителю в проведении запроса котировок.
    Таким образом, днем рассмотрения котировочных заявок является рабочий день, следующий за днем окончания срока подачи котировочных заявок, дата которого указана в извещении о проведении запроса котировок (ч. 2 ст. 45 Закона N 94-ФЗ). В этот же день должен быть оформлен, подписан и размещен на официальном сайте протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок. Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 10.06.2008 N Д05-2338.
    В связи с этим следует отметить, что процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок, проведенная ранее установленного срока, является нарушением законодательства о размещении заказов (п. 7.1 Методических рекомендаций по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденных письмом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2007 N АЦ/8325). Поэтому рассмотрение котировочных заявок и размещение на официальном сайте протокола их рассмотрения и оценки котировочных заявок в день окончания срока их подачи, на наш взгляд, неправомерно.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Верхова Надежда

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    кандидат юридических наук Кузьмина Анна

    14 ноября 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Какая ответственность грозит заказчику, если он отказывается подписывать государственный контракт с победителем открытого аукциона в электронной форме? (октябрь 2011 г.) подробнее...

    Из ч. 5 ст. 448 ГК РФ следует, что заключение договора по итогам торгов обязательно и для организатора этих торгов, и для победителя. Ведь в случае уклонения одного из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
    Это справедливо и для торгов, проводимых в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
    В частности, согласно ч. 1 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ по результатам открытого аукциона в электронной форме (далее - Аукцион) контракт заключается с его победителем. При этом заказчик (уполномоченный орган) в течение 5 дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов Аукциона направляет оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, после чего оператор электронной площадки направляет участнику Аукциона, с которым заключается контракт (ч.ч. 2, 3 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ). Только после этого участник Аукциона направляет оператору электронной площадки подписанный им проект контракта (ч. 4 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ). Обратим внимание, что приведенные нормы Закона N 94-ФЗ говорят, что указанные лица "направляют", а не "вправе направить" проект контракта. Таким образом, по смыслу этих норм, как и ст. 448 ГК РФ для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным. В отношении заключения государственного и муниципального контрактов на поставку товаров или выполнение работ на это указывают также п. 1 ст. 527, ст. 765 ГК РФ.
    При этом, как видим, контракт по итогам Аукциона не может быть заключен до тех пор, пока заказчик (уполномоченный орган) не направит проект контракта оператору электронной площадки. Поэтому уклонение от его направления следует рассматривать как уклонение от заключения контракта с победителем Аукциона.
    Помимо предоставленного п. 4 ст. 445, п. 5 ст. 528, ст. 765 ГК РФ права обратиться в суд с требованием о понуждении заказчика заключить контракт, а также о возмещении причиненных уклонением убытков, главой 8 Закона N 94-ФЗ предусмотрена также внесудебная процедура обжалования действий (бездействия) заказчика, не препятствующая обращению в суд. Участник размещения заказа имеет право обжаловать бездействие заказчика (уполномоченного органа), если это бездействие нарушает его права и законные интересы, подав соответствующую жалобу в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, которым является Федеральная антимонопольная служба РФ (постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94), или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ в сроки, установленные главой 8 Закона N 94-ФЗ.
    За нарушение должностным лицом заказчика сроков заключения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, а равно уклонение должностного лица заказчика от заключения контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (ч. 1.2 ст. 7.32 КоАП РФ). Дела о таких правонарушениях рассматривает Федеральная антимонопольная служба РФ (ст. 23.66 КоАП РФ).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Бахтина Анастасия

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    7 октября 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Бюджетное учреждение приобрело автомобиль по итогам аукциона в электронной форме. Каким образом на такой автомобиль заключается договор ОСАГО? Необходимо ли проводить аукцион? (сентябрь 2011 г. ) подробнее...

    Прежде отметим, что Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ). Очевидно, имущественное страхование не относится ни к товарам, ни к работам. Исходя из п. 2 ст. 779 ГК РФ, перечисляющего виды услуг, страхование не относится и к услугам.
    Таким образом, формально заключение бюджетными учреждениями договоров страхования, в том числе и договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), не подпадает под действие Закона N 94-ФЗ.
    Следует иметь в виду, что обязанность проводить отбор финансовых организаций ответственности путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ для заключения договоров страхования установлена ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Однако анализ данной нормы показывает, что данный в ней перечень субъектов, для которых установлена такая обязанность, является закрытым, и поскольку бюджетные учреждения в него не включены, то и соответствующая обязанность на них не распространяется. Аналогичные разъяснения даны Федеральной антимонопольной службой РФ в письме от 28.08.2007 N АК/15089 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства". Обратим внимание, что понятие "финансовых услуг" введено п. 2 ст. 4 Закона N 135-ФЗ для целей данного Закона и не совпадает с понятием услуг, данным в ГК РФ, включая, помимо прочего, и "услугу по договору лизинга", который, как известно, является видом договора аренды (ст.ст. 625, 665 ГК РФ).
    Между тем в этом же письме Федеральная антимонопольная служба РФ указала на то, что бюджетное учреждение должно проводить отбор финансовых организаций на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, руководствуясь положениями Закона N 94-ФЗ. При этом не указано, что речь идет об отборе для оказания "финансовых услуг", что можно понять как полностью соответствующее закону указание на необходимость соблюдения Закона N 94-ФЗ при размещении у финансовых организаций заказа на услуги, определенные таковыми в ГК РФ. Однако, поскольку по контексту письма речь идет именно о финансовых организациях, а формулировка допускает разночтения, ее можно понять и как указание на необходимость применения процедур, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, именно для оказания финансовых услуг, к которым в силу ст. 4 Закона N 135-ФЗ относится и страхование.
    Вероятно, поэтому на практике бюджетные учреждения, как правило, выбирают страховщиков для заключения договоров страхования, в том числе ОСАГО, руководствуясь именно нормами Закона N 94-ФЗ. При этом суды, рассматривая соответствующие споры, применяют к отношениям по заключению договоров страхования именно нормы Закона N 94-ФЗ. А поскольку Закон N 94-ФЗ не устанавливает каких-либо правил для размещения заказа на страхование, такие суды полагают допустимым проведение не только конкурса (решение Арбитражного суда Амурской области от 03.06.2008 N А04-829/08-23/5, постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2008 N А56-22282/2007, ФАС Центрального округа от 02.10.2008 N Ф10-4316/08), но и аукциона и даже запроса котировок при соблюдении установленных Законом N 94-ФЗ ограничений на выбор этого способа вообще (постановления ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2008 N Ф03-А24/08-1/503, ФАС Центрального округа от 01.08.2008 N А48-3976/07-7, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2007 N Ф04-5442/2007(37133-А03-6) (определениями ВАС РФ от 24.12.2008 N 15064/08, от 05.12.2007 N 15326/07 в передаче двух последних дел Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)). Последнее представляется странным, поскольку, с одной стороны, победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (п. 1 ст. 42 Закона N 94-ФЗ), с другой же стороны, страховые тарифы по обязательному страхованию владельцев транспортных средств регулируются государством (ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Однако, как сказано выше, формально никаких ограничений для выбора способа размещения не установлено. В связи с этим суды приходят к выводу и о допустимости размещения заказа и у единственного поставщика также с учетом установленных ограничений на выбор этого способа в принципе (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2007 по делу N А43-31475/2006-9-1064, ФАС Уральского округа от 26.08.2011 N Ф09-5064/11).
    В связи с этим мы можем только отметить, что проведение процедур, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, в тех случаях, когда их применение не обязательно, законом не возбраняется. Кроме того, заключение договоров по результатам проведения торгов, помимо Закона N 94-ФЗ, прямо предусмотрено и Гражданским кодексом РФ (ст.ст. 1, 421, 447 ГК РФ).
    Если же следовать подходу судов о необходимости применения к заключению договора ОСАГО норм Закона N 94-ФЗ, то выбор способа размещения заказа осуществляется заказчиком (уполномоченным органом) самостоятельно (п. 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ), однако с учетом ограничений по суммам, установленных ч. 2 ст. 42, п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.
    При этом ни ГК РФ, ни Закон N 94-ФЗ, ни какой-либо иной закон не устанавливают взаимосвязи между договором на приобретение автотранспортного средства и договором страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), заключаемым в его отношении. С точки зрения закона, приобретение транспортного средства и страхование ответственности его владельца являются самостоятельными нуждами заказчика. Соответственно, не установлено и какой-либо зависимости выбора способа заключения договора ОСАГО от способа заключения договора на приобретение транспортного средства.
    Таким образом, бюджетное учреждение вправе выбрать страховую организацию для заключения договора ОСАГО, не принимая в расчет способ выбора поставщика транспортного средства.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Бахтина Анастасия

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    26 сентября 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • В какой форме должно осуществляться размещение государственного заказа на услуги по приобретению квартиры? (сентябрь 2011 г. ) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Размещение заказа на услуги по приобретению квартиры заказчик обязан осуществлять только путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

    Обоснование вывода:
    Выбор заказчиком формы проведения торгов в ходе размещения заказа на удовлетворение государственных нужд ограничен нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного закона (ч. 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).
    В частности, согласно ч. 4 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые, соответственно, производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.
    В силу положений ч. 4.2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с ч. 4 этой статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
    Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов, соответственно, на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, на основании ч. 4 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время действует перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (далее - Перечень).
    В этот Перечень включены, в частности, "Здания жилые" (соответствует коду 4527610 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17), "Услуги строительные и объекты строительства" (код 4500000), включающие группировку "Виды квартир" (код 4560410), а также "Услуги, связанные с недвижимым имуществом" (код 7000000), включающие группировку "Услуги по купле-продаже жилых зданий" (код 7010031).
    Таким образом, размещение заказа на услуги по приобретению квартиры заказчик обязан осуществлять только путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
    На это также указывается в теме 3 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2011), ссылающемся на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2011 г. N 09АП-10378/11.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Чашина Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    5 сентября 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Существует ли на данный момент утвержденный законодательством перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов, соответственно, на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения открытых аукционов в электронном виде?  (август 2011г.) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    В настоящее время в обязательном порядке путем проведения аукционов в электронном виде необходимо размещать заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.

    Обоснование вывода:
    Решение о способе размещения заказа по смыслу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) принимается заказчиком самостоятельно, но обязательно в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ.
    Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов, соответственно, на поставки, выполнение, оказание которых для федеральных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме с 1 января 2010 года по 30 июня 2010 года, был утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1996-р на основании ч. 39 ст. 65 "Переходные положения" Закона N 94-ФЗ.
    Эта часть была внесена в Закон N 94-ФЗ п.п. "а" п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.11.2009 N 273-ФЗ. Одновременно были внесены изменения в ст. 10 Закона N 94-ФЗ.
    Часть 4 ст. 10 Закона N 94-ФЗ в действовавшей на тот момент редакции гласила: "Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается".
    Соответствующий перечень был утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.
    Подпунктом "а" п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.11.2009 N 273-ФЗ ч. 4 ст. 10 Закона N 94-ФЗ была дополнена словами "и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи", а п.п. "в" того же пункта ст. 10 Закона N 94-ФЗ была дополнена ч. 4.2, которая гласит: "Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, включенных в указанные в части 4 настоящей статьи перечни товаров, работ, услуг, осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме".
    Данные изменения вступили в силу с 1 июля 2010 года (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 25.11.2009 N 273-ФЗ).
    Таким образом, перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1996-р, действовал в течение определенного переходного периода. В настоящее время следует руководствоваться прежним перечнем, утвержденным на основании ч. 4 ст. 10 Закона N 94-ФЗ распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р, только размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в него, следует осуществлять в обязательном порядке путем проведения не "обычного" открытого аукциона, а открытого аукциона в электронной форме.
    Обращаем внимание, что п.п. "б" п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.11.2009 N 273-ФЗ были внесены изменения и в ч. 4.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, согласно которым размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков также осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
    К настоящему же моменту п.п. "а" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ в ч. 4 ст. 10 Закона N 94-ФЗ было внесено следующее предложение: "В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи." Данное изменение вступило в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ), то есть с 1 сентября 2010 года.
    Как уже говорилось выше, согласно ч. 4.2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ открытые аукционы проводятся в электронной форме.
    Таким образом, в настоящее время любые аукционы по размещению заказа проводятся в электронной форме.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Котыло Игорь

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    1 августа 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Муниципальный контракт заключен на основании проведенного запроса котировок на сумму 400 тысяч рублей. При заключении муниципального контракта источником финансирования был указан местный бюджет. В настоящее время источником финансирования должны быть средства из республиканского бюджета. Каким образом в заключенном муниципальном контракте изменить источник финансирования? Можно ли заключить для этого дополнительное соглашение, в котором соответствующий пункт будет прописан в новой редакции?   (июль 2011 г.) подробнее...

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Внесение в текст муниципального контракта изменений в связи с изменением порядка финансирования не противоречит законодательству.

    Обоснование позиции:
    Порядок заключения и исполнения государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд (далее - контракты) регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), а также Гражданским кодексом РФ, на котором в том числе основан Закон N 94-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона).
    Частью 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.
    Извещение о запросе котировок должно содержать сведения, предусмотренные ст. 43 Закона N 94-ФЗ (ч. 2 ст. 45 Закона N 94-ФЗ). В данный перечень включены и сведения об источнике финансирования заказа.
    В силу ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ при исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в том числе и в ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных нормами Закона N 94-ФЗ.
    Отсюда следует, что формально изменить указание об источнике финансирования нельзя.
    Однако из сравнительного анализа ст.ст. 307, 432, 525, 763 ГК РФ, ст. 9 Закона N 94-ФЗ можно сделать вывод, что в перечне, содержащемся в ст. 43 Закона N 94-ФЗ, к собственно условиям контракта, в соответствии с которыми у сторон возникают их права и обязанности, относятся наименование, характеристики и количество поставляемых товаров (объем выполняемых работ, оказываемых услуг), место, срок доставки (поставки) товаров (выполнения работ, оказания услуг), сведения о цене контракта и включенных (не включенных) в нее расходах, сроки и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). По нашему мнению, именно эти условия, в силу ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, не могут быть изменены соглашением сторон или в одностороннем порядке.
    Что касается указания об источнике финансирования, то оно фактически не относится к условиям контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по нему.
    Кроме того, необходимо учитывать следующее.
    Арбитражные суды зачастую применяют к запросу котировок нормы о торгах по аналогии (ст. 6 ГК РФ, смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2008 N А56-11695/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 11.11.2009 по делу N А17-972/2009). При этом арбитражные суды не считают неправомерным заключение дополнительных соглашений к контрактам в случае изменения порядка финансирования контракта при размещении заказа путем торгов (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 18.01.2011 N Ф10-6260/2010, ФАС Поволжского округа от 25.05.2011 N Ф06-2096/11).
    Таким образом, по нашему мнению, заключение дополнительного соглашения об изменении порядка финансирования муниципального контракта не будет противоречить положениям Закона N 94-ФЗ.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Котыло Игорь

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    8 июля 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Конкурсная комиссия университета, руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, хранит конкурсную документацию 3 года, после чего уничтожает по акту. Эксперт Главного архивного управления г. Москвы считает, что это неправильно и что срок хранения конкурсной документации должен быть 5 лет. При этом эксперт ссылается на "Перечень типовых управленческих архивных документов...", утвержденный приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558. Как правильно установить срок хранения конкурсной документации о проведении открытых конкурсов, конкурсов котировочных заявок, аукционов и т.п.?   (июнь 2011 г.) подробнее...

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    К документам, в отношении которых законом о размещении заказов установлены сроки хранения, должны применяться сроки, установленные этим законом. К документам, составляемым в связи с размещением заказов, но не поименованным в ч. 15 ст. 28, ч. 15 ст. 37 Закона N 94-ФЗ, на наш взгляд, следует применять сроки, указанные в Перечне.

    Обоснование вывода:
    В соответствии с ч. 15 ст. 28, ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) протоколы, составленные в ходе проведения конкурса (аукциона), заявки на участие в конкурсе (аукционе), конкурсная (аукционная) документация, изменения, внесенные в конкурсную (аукционную) документацию, и разъяснения конкурсной (аукционной) документации, а также аудиозапись аукциона и вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе хранятся заказчиком, уполномоченным органом не менее чем три года.
    Вместе с тем Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень), утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (далее - Приказ N 558), для документов о проведении открытых конкурсов, конкурсов котировочных заявок (котировок), аукционов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд организации (конкурсная документация, протоколы, аудиозаписи, запросы, извещения, уведомления, заявки, сводные заявки, технические задания, графики - календарные планы, доверенности, информационные карты, копии договоров (контрактов) и другие) установлен пятилетний срок хранения (ст. 273 Перечня).
    Согласно п. 1.1 Перечня данный документ подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" с учетом положений других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих состав и сроки хранения отдельных видов документов. При этом текст Перечня не содержит прямых указаний относительно того, каким сроком хранения конкретных документов надлежит руководствоваться, если соответствующие положения Перечня вступают в противоречие с иными законодательными или подзаконными нормативными правовыми актами.
    По нашему мнению, при определении сроков хранения документов следует руководствоваться Перечнем в том случае, если иные сроки не предусмотрены специальным нормативным актом, в рассматриваемом случае - Законом N 94-ФЗ.
    Закон N 94-ФЗ непосредственно регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (п. 1 ст. 1 Закона), в том числе определяет сроки хранения ряда документов. В правовой системе РФ федеральные законы обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, в частности Минкультуры России (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, п. 5.2 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 406). Поэтому полагаем, что нормы Закона N 94-ФЗ имеют приоритет по отношению к ст. 273 Перечня.
    С учетом изложенного заказчики (уполномоченные органы) в отношении документов, перечисленных в ч. 15 ст. 28, ч. 15 ст. 37 Закона N 94-ФЗ, вправе установить минимальный срок их хранения (3 года) или больше по своему усмотрению, поскольку фраза "...не менее чем три года" подразумевает фактически любой срок, равный или превышающий три года.
    Что касается иных документов, составляемых в связи с размещением заказов, но не поименованных в ч. 15 ст. 28, ч. 15 ст. 37 Закона N 94-ФЗ, то для определения срока их хранения, на наш взгляд, следует руководствоваться Перечнем.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Габбасов Руслан

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Кузьмина Анна

    30 июня 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90.

  • Государственное образовательное учреждение проводит аукцион в электронной форме на закупку вычислительной, бытовой и фототехники. Товары имеют разные коды классификации продукции. Можно ли выделить указанные товары в несколько лотов в рамках одного аукциона? (май 2011 г.) подробнее...
    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Заказчик вправе при размещении заказа путем проведения аукциона в электронной форме выделить несколько лотов в рамках одного аукциона.
     
    Обоснование вывода:
    В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказа осуществляется во всех случаях путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом N 94-ФЗ. При этом торги могут проводиться в форме конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).
     
    В соответствии с частью 2.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
     
    Таким образом, из приведенной нормы, а также из ч. 12, п. 3 ч. 13 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ следует, что в рамках одного аукциона, проводимого в электронной форме, возможно выделять товары в несколько лотов.
     
    Порядок формирования лотов для проведения торгов Законом N 94-ФЗ не регулируется. По смыслу норм указанного Закона заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета размещаемого заказа. Закон N 94-ФЗ не ограничивает возможность закупки в ходе аукциона разнородных товаров. Из чего, по нашему мнению, следует вывод о возможности закупки в рамках одного аукциона товаров, имеющих различный характер и назначение, а также имеющих разные коды по классификатору продукции.
     
    Положениями ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
     
    В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
     
    Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
     
    Анализ судебной практики показывает, что претензии антимонопольной службы по поводу нарушений заказчиками требований ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции возникают в том случае, когда технологически и функционально не связанные товары (работы, услуги) объединяются в один лот (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2009 N Ф03-6466/2008; ФАС Уральского округа от 12.03.2008 N Ф09-1348/08-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2008 N Ф04-2544/2008).
     
    Однако в рассматриваемой ситуации заказчик наоборот различные товары планирует выделять в отдельные лоты.
     
    Таким образом, заказчик вправе в ходе одного аукциона в электронной форме выделять несколько лотов по товарам, имеющим различное назначение и разные коды по классификатору продукции. При этом, формируя лоты, заказчику необходимо учитывать технологическую и функциональную связь включаемых в отдельные лоты товаров, работ, услуг, чтобы не допустить ограничения круга возможных участников размещения заказа. С этой целью товары, технологически и функционально не связанные между собой, следует разделить по самостоятельным лотам.
     
    К сведению:
    Анализ судебной практики показывает, что отнесение товаров к различным классификационным группам согласно классификатору продукции само по себе еще не свидетельствует об их технологической и функциональной несвязанности (постановление ФАС Центрального округа от 14.11.2007 N А54-65/2007).
     
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Габбасов Руслан
     
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Кузьмина Анна
     
    23 мая 2011 г.
     
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90
  • Размещался заказ для муниципальных нужд. Член аукционной комиссии не присутствовал на заседании аукционной комиссии. Однако секретарь указал данного члена комиссии среди присутствующих. Есть основания полагать, что в протоколе подпись этого члена комиссии сфальсифицирована. Видеозапись заседания не производилась. Со дня размещения протокола на официальном сайте прошло более 10 дней. (май 2011 г.) подробнее...
    Каков порядок обжалования членом аукционной комиссии данного протокола?
     
    Каковы сроки для обжалования?
     
    Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии регламентирован главой 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
     
    Так, согласно ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в аукционе (смотрите также письмо ФАС России от 21.03.2011 N ИА/9694). Аналогичное правило установлено и в отношении обжалования действий (бездействия), совершенных в ходе проведения аукциона в электронной форме (ч. 2.1. ст. 57 Закона N 94-ФЗ).
    Законодательством не предусмотрена возможность обжалования членом аукционной комиссии протокола аукциона путем подачи жалобы в административном порядке, установленном главой 8 Законом N 94-ФЗ.
     
    Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может быть признано судом недействительным по иску заинтересованного лица. При этом основанием для признания судом недействительным размещения заказа является нарушение положений о размещении заказа согласно ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 27.02.2008 N Д04-471).
    Поэтому, на наш взгляд, член аукционной комиссии в пределах срока исковой давности (3 года) вправе обратиться в суд с иском о признании размещения заказа проведенного с нарушениями, недействительным, причем является ли член аукционной комиссии заинтересованным лицом, будет решать суд (смотрите, например, Раздел "Статья 7.30 КоАП РФ" Обобщения практики рассмотрения судами Саратовской области в 2009 году дел об административных правонарушениях в сфере применения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд).
     
    К тому же, на наш взгляд, член аукционной комиссии вправе обратиться с жалобой по факту подделки подписи в прокуратуру (ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", Указание Генеральной прокуратуры РФ от 10.11.2009 N 355/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов").
     
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Верхова Надежда
     
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Кузьмина Анна
    20 мая 2011 г.
     
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90
1 2 3 4