+7 (495) 777-29-90
+7 (499) 553-02-88
Интернет-версия Системы ГАРАНТ

Новинки:


Популярные услуги:



On-line заявка

* Поля обязательные для заполнения



Вопросы и ответы по ГОСЗАКУПКАМ


1 2 3 4
  • До какой суммы разрешено осуществлять закупки для государственных нужд без проведения торгов? (июль 2010 г.) подробнее...
    Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться:
    1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
    2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика).
     
    При этом размещение заказа без проведения торгов возможно только в случаях, предусмотренных Законом N 94-ФЗ (ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ). При этом критерием возможности размещения заказа без проведения торгов может быть цена государственного или муниципального контракта.
     
    Так, заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 рублей (ч. 2 ст. 42 Закона N 94-ФЗ).
     
    При этом согласно ч. 3 ст. 42 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 000 рублей в течение квартала.
     
    Кроме того, в случаях, перечисленных в ч.ч. 5, 6 ст. 42, ст. 53 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг независимо от цены контракта.
     
    В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ заказчик может предложить заключить государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор единственному поставщику (исполнителю, подрядчику), если цена такого контракта (договора) не превышает предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Также заказчик вправе в течение квартала размещать заказы на указанную сумму у единственного поставщика на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг.
     
    Расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей (Указание ЦБР от 20.06.2007 N 1843-У).
     
    Иные случаи размещения заказа у единственного поставщика, при которых цена государственного или муниципального контракта не имеет значения, перечислены в ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.
     
    При этом следует учитывать, что согласно ч. 6.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. На сегодняшний день такая номенклатура не утверждена. До утверждения такой номенклатуры под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми (ч. 19 ст. 65 Закона N 94-ФЗ).
     
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Штукатурова Татьяна
     
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    кандидат юридических наук Кузьмина Анна
     
    14 июля 2010 г.
     
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90  
  • Размещение государственного заказа производится путем запроса котировок. Можно ли при размещении технического задания на сайте избежать использования слова "эквивалент", указав, например, слово "аналог"? (июнь 2010 г.) подробнее...
    Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении госзаказа) заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 42 указанного Закона, - не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.
     
    В соответствии с п. 4 ст. 43, ч. 2 ст. 45 Закона о размещении госзаказа извещение о проведении запроса котировок должно содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика
     
    Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент"*(1), за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком (ч. 2 ст. 45 Закона о размещении госзаказа).
     
    Товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Товарным знаком, например, могут являться марки автомобилей, продуктов питания, строительных материалов.
     
    Закон о размещении госзаказа не обязывает заказчика составлять и размещать на официальном сайте в связи с проводимым запросом котировок документ, называемый "техническим заданием". Вместе с тем заказчик может составить и разместить на официальном сайте техническое задание как составную часть извещения о проведении запроса котировок, отразив в нем часть сведений, которые должны содержаться в этом извещении. Например, в техническом задании могут быть отражены сведения о наименовании, характеристике и количестве поставляемых товаров, наименовании, характеристике и объеме выполняемых работ, оказываемых услуг. Но при этом такое техническое задание, размещаемое на официальном сайте, должно отвечать требованиям, предъявляемым Законом о размещении госзаказа к содержанию той части извещения о проведении запроса котировок, которая будет содержаться в техническом задании.
    Соответственно, если в техническом задании заказчик указывает товарные знаки, то одновременно с указанием товарного знака заказчик должен в обязательном порядке указать слово "эквивалент". При указании товарного знака данное слово не указывается только при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Например, когда заказчик размещает заказ на поставку запасных частей для ремонта имеющейся у него техники и к этой технике подходят исключительно запасные части, выпускаемые под той же торговой маркой, что и сама техника, с использованием запасных частей, выпускаемых под иными товарными марками, имеющаяся у заказчика техника неработоспособна.
    Таким образом, если в техническом задании заказчик указывает какой-либо товарный знак, то по общему правилу избежать указания слова "эквивалент" невозможно.
     
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ефимова Ольга
     
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий
     
    11 июня 2010 г.
     
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90
    ────────────────────────────────────────────────────────────────────────
    *(1) Соответственно, указание слова "аналог" вместо слова "эквивалент" является формальным нарушением Закона о размещении госзаказа. 
  • Победитель открытого аукциона на размещение государственного заказа не пришел за вторым экземпляром протокола аукциона. Обязан ли заказчик доставить или выслать этот экземпляр победителю? Если заказчик этого не сделал, является ли это нарушением?  (апрель 2010 г.) подробнее...
    Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимаются осуществляемые в предусмотренном порядке действия заказчиков по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
     
    В силу ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
     
    При этом ч. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что заказ признается размещенным со дня заключения государственного контракта, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.
    В соответствии с пп. 6 ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать сведения о сроке, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного контракта.
     
    В силу ч. 7 ст. 37 Закона N 94-ФЗ при проведении аукциона заказчик в обязательном порядке ведет протокол аукциона, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени проведения аукциона, об участниках аукциона, о начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта, наименовании и месте нахождения (для юридического лица), фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства (для физического лица) победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта.
     
    Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, а второй экземпляр протокола и проект контракта заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола должен передать победителю аукциона.
     
    Таким образом, из содержания ч. 7 ст. 37 Закона N 94-ФЗ следует, что именно на заказчика возложена обязанность по передаче в предусмотренные сроки победителю аукциона протокола аукциона и проекта контракта. Причем ФАС Северо-Кавказского округа отметил, что только после получения от заказчика контракта, победитель аукциона должен его подписать и предоставить заказчику в установленные сроки (постановление от 09.12.2009 N А63-10793/2008-С6-25).
     
    Нарушение должностным лицом государственного заказчика сроков заключения контракта, а также уклонение должностного лица государственного заказчика от заключения контракта влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 1.2 ст. 7.32 КоАП РФ).
     
    Отметим, что ч. 7 ст. 37 Закона N 94-ФЗ не устанавливает способа передачи протокола аукциона и проекта контракта победителю контракта, поэтому заказчик вправе как передать их заказчику непосредственно, так и отправить их по почте (смотрите, например, постановления: ФАС Центрального округа от 10.02.2010 по делу N А14-4103/2009/83/30, ФАС Поволжского округа от 07.04.2009 N А55-12060/2008). Отсутствие победителя аукциона по адресу указанного им в качестве места нахождения в учредительных документах и заявке на участие в аукционе следует трактовать как предоставление недостоверных сведений (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.08.2009 N А63-23576/2008).
     
    Следует учитывать, что в случае, если победитель аукциона в силу различных причин несвоевременно подписал контракт и не направил его заказчику в сроки, указанные в аукционной документации, то он может быть признан уклонившимся от его заключения (смотрите, например, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 N 16АП-821/09, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 N 13АП-12765/2008).
     
    Например, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отметил, что непредставление обществом заказчику в определенный аукционной документацией срок подписанного и соответствующего требованиям проведенного аукциона проекта контракта следует расценивать как уклонение от заключения контракта и направлять сведения об обществе в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков (постановление от 26.10.2009 N 13АП-11298/2009).
     
    Таким образом, если заказчик сможет документально подтвердить, что он предпринял все меры для передачи протокола аукциона и проекта контракта победителю, то именно победитель, не подписавший своевременно контракт, будет признан нарушившим законодательство (уклонившимся от подписания контракта).
     
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Котыло Игорь
     
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий
     
    20 апреля 2010 г.
     
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90 
  • Котировочные заявки в установленный срок были поданы несколькими участниками размещения государственного (муниципального) заказа. Позднее один из них до окончания срока подачи котировочных заявок отозвал ранее поданную заявку. Допускает ли Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ отзыв поданной котировочной заявки участником размещения заказа? (апрель 2010 г.) подробнее...
    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    По нашему мнению, участник размещения заказа не вправе отозвать ранее поданную котировочную заявку, за исключением случаев, когда такое право предусмотрено непосредственно в документации, касающейся размещения заказа.
     
    Обоснование вывода:
    Размещение государственного и муниципального заказов регулируется нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), который устанавливает единый порядок размещения таких заказов.
     
    Размещению заказов путем запроса котировок посвящена глава 4 Закона N 94-ФЗ.
    Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 42 Закона N 94-ФЗ).
     
    Закон N 94-ФЗ не предусматривает права участника на отзыв котировочной заявки, в отличие от других способов размещения заказа: например, заявка на участие в конкурсе или в аукционе может быть отозвана в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (ч. 9 ст. 25), в любое время до дня и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе (ч. 10 ст. 35). На наш взгляд, это свидетельствует о невозможности отзыва участником поданной котировочной заявки, что обусловлено в первую очередь спецификой этого способа размещения заказа. Действительно, подача котировочной заявки может рассматриваться как оферта в терминах ст. 435 ГК РФ. При этом в силу ст. 436 ГК РФ оферта обладает свойством безотзывности: полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. Таким образом, Закон N 94-ФЗ не регулирует возможность отзыва котировочной заявки (хотя и не содержит прямого запрета), а нормы ГК РФ запрещают такой отзыв.
     
    По мнению некоторых специалистов*(1), существует еще одно обстоятельство, указывающее, хотя и косвенно, на невозможность отзыва котировочной заявки: Закон N 94-ФЗ разрешает подачу одним участником размещения заказа только одной котировочной заявки. Подача альтернативных заявок не допускается, прямо запрещено и внесение изменений в поданную котировочную заявку. Отсюда логически вытекает и недопустимость отзыва поданной котировочной заявки, поскольку отзыв ранее поданной котировочной заявки с подачей новой заявки, по сути, равнозначен внесению изменений в поданную котировочную заявку.
     
    Вместе с тем нельзя не отметить, что все приведенные аргументы являются только логическими построениями, прямой нормы, указывающей на запрет отзыва котировочной заявки, не существует. Кроме того, практика реализации Закона N 94-ФЗ показывает, что иногда государственные заказчики непосредственно в документации, касающейся размещения заказа, предусматривают право поставщика на отзыв поданной котировочной заявки. Соответственно, если в рассматриваемом случае извещение о проведении запроса котировок содержит указание на возможность отзыва поданной заявки, это обстоятельство может в соответствии с положениями ст. 436 ГК РФ отменять принцип безотзывности оферты: полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.
     
    Разъяснений официальных органов по рассматриваемому вопросу, а также соответствующей судебной практики нами не найдено. В сложившейся ситуации считали бы целесообразным рекомендовать Вам обратиться за официальными разъяснениями в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, которым является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 94).
     
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Котыло Игорь
     
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Золотых Максим
     
    6 апреля 2010 г.
     
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь по тел. (495) 777-29-90
     
    ────────────────────────────────────────────────────────────────────────
    *(1) Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (постатейный). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: "Деловой двор", 2009 г. 
1 2 3 4